Заказать в один клик
Оставьте ваш телефон, и наши менеджеры свяжутся с вами в течение дня. Ваше имя:
Ваш телефон *:
* - поля обязательны для заполнения
Заказать обратный звонок
Оставьте ваш телефон, и наши менеджеры свяжутся с вами в течение дня. Ваше имя:
Ваш телефон *:
* - поля обязательны для заполнения
Технический центр «АВТЭКС» 342271-08-17 E-mail: 2710817@mail.ru

Статьи

Компания » Статьи

На каком типе транспорта должны быть установлены тахографы?

На каком транспорте:

Тахографы должны быть установлены на транспортных средствах категорий

N2, N3 (грузовики свыше 3,5 тонн),

M2, M3 (автобусы, с числом пасадочных мест более 8, не включая водителя),

находящиеся в эксплуатации, и осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров по территории Российской Федерации.


Исключение: транспортные средства M2, M3,
осуществляющие регулярные (имеющие номер маршрута)
городские и пригородные перевозки пассажиров и багажа.


Какие тахографы:

Устанавливать положено два типа цифровых тахографов.

Первый тип - это цифровые тахографы, имеющие Международный сертификат соответствия, одобрение типа и удовлетворяющие требованиям ЕСТР (Европейские тахографы, предустановлены на большинстве европейских автомобилях).

Второй тип - это цифровые тахографы имеющие в своем составе блок криптозащиты - СКЗИ.

Какой их этих двух типов установить, решает собственник транспортного средства. Разрешены оба типа для перевозок на территории РФ. Второй тип тахографов запрещен для эксплуатации при международных перевозках. Тахограф с СКЗИ в 1,5 - 2  раза дороже, чем тахограф соответствующий ЕСТР, как при первичной покупке, так и в дальнейшей эксплуатации.

Когда: 

В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов "за исключением", производится:

  • автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров, - до 1 июля 2014 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов, - до 1 апреля 2014 г.;
  • транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 г.;
  • транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 сентября 2014 г.;
  • транспортных средств категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 апреля 2015 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР2, Женева, 1 июля 1970 г.), - до 1 января 2018 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 7203, - до 1 января 2018 г.

 ОБОСНОВАНИЕ

 На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 "О безопасности дорожного движения" с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности суть этого документа сводится к следующему:

 Все юридические лица и частные предприниматели, использующие автомобильный транспорт, обязаны с 1 апреля 2013 года установить на них цифровые тахографы (устройства контроля режима труда и отдыха). Установленные до 1 апреля 2013 года аналоговые (с бумажной «шайбой») тахографы, закон демонтировать или менять на цифровые не обязывает. Также, ФЗ-№78 (статья 7) вносит изменения в Административный кодекс (статья 11.23), т.е. назначает наказание за:

  • отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа на автомобиле или автобусе в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;
  • нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.

Но необходимо отметить, что действие статьи 11.23 Административного кодекса РФ приостановлено, и вновь вступит в силу  с 01 апреля 2014 года (ФЗ 193 от 23.07.2013г).

Также никто не отменял пункт 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей», где за неисправный тахограф грозит запрет (снятие гос. номера) на эксплуатацию транспортного средства, а для транспорта, перевозящего опасные грузы - помещение на штрафстоянку (ст 27.13 Административного Кодекс РФ)

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что тахограф в России на колесном транспорте с 1 апреля 2013 года быть обязан.

 

Теперь разберемся с вопросами: какой тахограф надо ставить с 1 апреля 2013 года, и на какие транспортные средства его необходимо ставить?

Регламентирующими документами по этим вопросам являются следующие законодательные акты:

Постановление правительства РФ № 922 от 3 августа 1996 года, Постановление правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года (Технический регламент) и Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 года (также есть Порядок оснащения тахографами, в действующей редакции он ясности не вносит, а вот проект нового Порядка оснащения тахографами, уже совсем другое дело, но пока еще это только проект). И здесь начинается некоторое непонимание. Попробуем разобраться.

В Постановлении правительства №922 от 03.08.96 четко регламентируется: ставить тахографы, удовлетворяющие требованиям ЕСТР, т.е. имеющие международный сертификат, на междугородние автобусы с числом мест более 20 и грузовые автомобили максимальной массой свыше 15 тонн (практически вся колесная техника импортного производства уже оборудована этими тахографами).

В Постановлении правительства №720 от 10.09.09 (которое по существу является Техническим регламентом)  появляются дополнительные требования к тахографам, о которых уже говорилось в ПП№922 (тахографы, удовлетворяющие требованиям ЕСТР, т.к ПП№922 никто не отменял и оно действует по настоящий момент), это наличие у этих тахографов Сертификата соответствия Техническому регламенту безопасности колесных транспортных средств. Так же, данный документ определяет типы транспортных средств, на которые необходимо ставить тахографы - это транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (транспортные средства для перевозки грузов максимальной массой свыше 3,5 тонн и пассажиров с количеством посадочных мест свыше 8, без учета водительского). Для оснащения указанных типов транспортных средств тахографами, согласно ПП№720, они (т/с) должны осуществлять коммерческие перевозки. Особое внимание необходимо уделить тому, что ПП№720 не допускает наличие каких-то других тахографов (российского, китайского, корейского, израильского и др. производства), а всего лишь дополняет требования к уже разрешенным ПП№922 тахографам соответствующим требованиям ЕСТР.

В Приказе Минтранса №36 от 13.02.13 предлагается следующее: устанавливать тахографы со встроенным в него блоком фискальной памяти СКЗИ, при этом все установленные до 01.04.13г. тахографы подлежат замене после окончания срока калибровки, на транспортные средства категорий N2, N3 (грузовики), M2, M3 (автобусы), исключением является транспорт категорий M2, M3 осуществляющий перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях на РЕГУЛЯРНОЙ основе (здесь установка тахографа не предусматривается), а также все категории транспорта, имеющие лицензию на международные перевозки (здесь опять действуют требования ЕСТР и все понятно). Так же отметим, что этим же приказом обязывается замена блока СКЗИ каждые три года, с последующим его хранением в течение 1 года, что повлечет за собой дополнительные существенные расходы владельцев транспорта.

В связи с тем, что ПМТ№36 противоречит по многим пунктам ПП№922 (в том числе и ПП№720), необходимо понимать, что, несмотря на то, что Приказ №36 более свежий, чем Постановление правительства №922, по своему правовому статусу Постановление правительства находится выше, и приказом Минтранса, не возможно отменить Постановление правительства. Поэтому получается коллизия в сфере регулирования ТРЕБОВАНИЙ к тахографу (не путать с наличием тахографа) -  на сегодняшний день действуют два, противоречащие друг другу законодательных акта.

На основании вышеизложенного предлагаем свою версию решения проблемы:

Мы предполагаем, что Приказ № 36 либо будет отменен, либо основательно изменен в ближайшее время. Но до, и после этого момента ШТРАФОВАТЬ за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха БУДУТ (это регламентирует ФЗ №78). Временная приостановка административной ответственности по ст. 11.23 Административного кодекса РФ, это всего лишь небольшая отсрочка, но никак не шаг к отмене тахографов в России. И этой отсрочкой лучше воспользоваться сейчас.

При наличии тахографа - необходимо в ближайшее время починить и откалибровать.

При отсутствии тахографа – в ближайшее время установить тахограф, имеющий МЕЖДУНАРОДНЫЙ сертификат и одобрение типа.


На автомобили выпуска или впервые зарегистрированные
на территории РФ до 16 июня 2010 года – 

можно устанавливать аналоговые или цифровые на собственное усмотрение.

На автомобили выпущенные или впервые зарегистрированные
на территории РФ после 16 июня 2010 года
необходимо ставить ТОЛЬКО цифровые тахографы.

В случае если Приказ №36 не отменят, то на все автомобили с ранее установленными тахографами (имеющими международный сертификат) можно будет получить международную лицензию (в настоящее время очень упрощен механизм получения лицензии), и в этом случае беспрепятственно продолжать эксплуатацию этих тахографов. Также в случае коренных изменений Приказа №36, при которых останутся требования наличия в тахографе блока криптозащиты СКЗИ, необходимо понимать, что стоимость таких тахографов выше на 15-20 тыс. рублей (это данные от их производителей).

С контрольными устройствами отечественного производства такой номер не пройдет. С выходом Приказ №36 данные устройства (которые еще называют «отечественными тахографами») вообще запрещены к использованию (в них нет СКЗИ по Приказу №36, и нет международного сертификата по Постановлению правительства №922), как без международной лицензии, так и с ней. Также хотим отметить, что данные устройства не имеют одобрения типа, что также запрещает их использование на транспорте. Поэтому, при выборе тахографа, следует обращать внимание на возможность их соответствия хотя бы одному из законодательных актов Приказу №36 или Постановлению правительства №922.

Напоминаем, что компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории Российской Федерации является Минтранс России, который в свою очередь, в связи с особенностью законодательной базы, делегировал свои полномочия по этому вопросу ФБУ "Агенство автомобильного транспорта" Росавтотранс. 

Обращаем внимание, на то что, режим труда и отдыха водителя автомобиля регламентирует Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 года.